+7 (343)  338-74-74

+7 (343) 338-72-62

Базовая модель-экскаватора ЭКГ-12

     Ковш имеет несколько измененные традиционные пропорции размеров: увеличена ширина и уменьшена глубина ковша. Это позволяет использовать экскаватор для погрузки сравнительно узких железнодорожных думпкаров без просыпи породы и, как показала практика, не влияет на процесс загрузки автосамосвалов. Передняя стенка ковша изготавливается из двух литых деталей, а задняя стенка сварная, двухстенчатой конструкции. Конструкция подвески ковша обеспечивает выравнивание усилий во всех четырех ветвяхподъемного каната. Беззазорное крепление зубъев к козырьку осуществляется с помощью скоб и затяжных клиньев.

      Цельносварной корпус рукояти изготовлен из высокопрочной стали ВС-1. Зубчатые рейки изготовлены из цельных поковок с последующей механообработкой и нарезкой зубьев. В сочетании с механообработанными кремальерными шестернями напорного механизма, эти передачи имеют улучшенную плавность и повышенную долговечность.

      Корпус стрелы изготовлен также из стали ВС-1. Пяты стрелы расставлены до предельного размера, обеспечивающего габаритность при перевозке стрелы железнодорожным транспортом. Для размещения напорного механизма в корпусе стрелы имеются вваренные ступицы и картер, а для установки напорного электродвигателя-консольный кронштейн с левой стороны.   В седловых подшипниках  вместо наружных бронзовых втулок установлены сферические роликоподшипники.

      Напорный механизм состоит из двухступенчатого встроенного редуктора и кремальерных передач. В качестве опор напорного вала применены роликоподшипники. Кремальерные шестерни не имеют традиционных реборд, роль которых выполняют свободно посаженные на вал ролики. Механизм снабжен автоматтическим устройством для ограничения хода рукояти.

       Подвеска стрелы состоит из двух последовательных полиспастов, один из которых-стрелоподдерживающий-воспринимает нагрузки при работе экскаватора, а второй-стрелоподъемный-включается в работу только при  необходимости спуска стрелы. Расположение и общее устройство механизмов на поворотной платформе показаны на рис. 1. Собственно платформа состоит из трех силовых и боковых площадок. Соединение секций между собой и крепление кронштейнов площадок предусмотрены высокопрочными болтами одноразового применения.

        Подъемная лебедка четырехдвигательная. Это позволяет существенно сократить продольный габарит лебедки. Все зубчатые передачи размещены в одном корпусе сектора. Ступицы барабанов имеют шлицевые отверстия и садятся на консольные шейки выходного вала редуктора без натяги. Крепление четырех концов подъемных канатов барабану осуществляется прижимными планками.  Четыре пневматических торомза обеспечивают удержание груженого ковша с двухкратным запасом.

        Поворотный механизм состоит из четырех одинаковых агрегатов, включающих планетарный двухступенчатый редуктор, электродвигатель, колодочный пневматический торомз, поворотный вал и систему циркуляционной смазки. Несмотря на затруднмтельную компоновку механизмов на платформе, четырехредукторный привод поворота имеет существенное, в данном случае решающее, преимущество: уменьшен модуль винцовой передачи, что рационально с точки зрения металоемкости и трудоемкости изготовления. Синхронизация всех четырех приводов осуществляется путем соответствующих соединений силовых электрических цепей.

рис 1   рис. 1. План расположения основного оборудования на поворотной платформе. Экскаватор ЭКГ-12

 

         Пневмосистема управления тормозами главных механизмов состоит из компрессорной станции с двумя одинаковыми компрессорами, системы трубопроводов, электропневматических распределителей. В отличие от пневмосистемы экскаватора ЭКГ-5А данная система питает сжатым воздухом цилиндры тормозов ходового механизма. Сжатый воздух передается на ходовую тележку через трубу, пропущенную через отверстие в центральной цапфе и соединяющуюся с трубопроводом поворотной платформы с помощью пневмошарнира. Сжатый воздух применяется также в системе виброизоляции поста управления в кабине машиниста. Пневмосистема кроме пологающихся приборов (предохранительный и обратный клапаны, фильтры, влагомаслоотделитель) оборудована спиртовым испарителем, предохраняющим замерзание влаги при низких температурах воздуха. Для подъема небольших грузов я(бочек со смазкой и пр.) над левой площадкой внутри кузова установлена кран-балка грузоподъемностью 500 кг, имеющая выход за пределы кузова.

         Высоко расположенная кабина машиниста состоит из двух помещений-рабочего и бытового. Кабина оборудована кондиционером и электрокалорифером. Пост управления виброизолирован от корпуса кабины. Управление главными приводами осуществляется двумя ручными командоконтроллерами.

          Под кабиной расположено помещение, где установлены слесарный верстак, ящики и стеллажи для хранения слесарного инструмента и мелких запчастей. Помещение обогревается электрокалорифером.  

          На кровле кузова установлены две фильтровентиляционные установки, стрелоподъемная и вспомогательная лебедки. Последняя применяется в основном в качестве средства механизации при замене подъемных канатов. Опорно-поворотное устройство (рис.2)

рис. 3.24

   рис. 2.Опорно-поворотное устройство:

   1-нижняя рама, 2-зубчатый венец, 3-рельс кольцевой нижний, 4-ролик, 5- рельс верхний, 6-поворотная платформа, 7-ось ролика,

   8-обойма роликового круга, 9-цанговый зажим, 10-центральная цапфа, 11-сферическая опора, 12-гайка

 

включает центральную цапфу, жестко закрепленную на нижней раме, цельный зубчатый венец и роликовый круг, обойма которого сцентрирована на центальной цапфе. Роликовый круг имеет конические одноребордные ролики, вращающиеся на консольных осях. Конструкция роликового круга обеспечивает высокую эксплуатационную надежность узла. Такая же конструкция роликового круга эксплуатируется без ремонтов на экскаваторах ЭКГ-20А уже в течение 12 лет.

        Ходовая тележка (рис.3) двухгусеничная, с раздельным приводом гусениц, с малоопорным открытым гусеничным ходом.

В отличие от конструкции ходовой тележки ранее выпущенных экскаваторов ЭКГ-20А, здесь применено горизонтальное расположение приводных электродвигателей на специальном кронштейне. Ведущие колеса (звездочки) подняты и освобождены от опорных реакций, что несколько увеличивает продольный габарит гусеничного хода,зато значительно снижает сопротивление передвижению при проседании гусениц в породу и при передвижении задним ходом ( в сторону ведущих колес), когда потери на трение в гусеничном движителе наиболее велики. Кроме того, поднятая ось ведущего вала снижает нагрузки на собственно вал и его опоры и позваляет установку (в перспективе) планетарных редукторов, что исключает необходимость в крупномодульных бортовых передачах.

        Впервые в практике экскаваторостроения применена принудительная вентиляция ходовых электродвигателей, что обеспечивает неограниченный режим работы привода вместо обычно принятой 30...40-минутной непрерывной работы, после чего требуется естественное охлаждение двигателей. Также впервые применена сменная конструкция кулаков ведущих колес-остальные отливки, закаленные на высокую твердость. На практике срок службы комплектасменных кулаков составил более четырех лет при весьма интенсивном использовании ходового механизма.

         Ходовая тележка оборудована приводным кабельным барабаном, вмещающим 270 погонных метров высоковольтного питающего кабеля, который используется для оперативного передвижения машины в пределах отработки 1-2 блоков породы и для отгона экскаватора перед проведением взрывных работ. Как показывает практика, наличие кабельного барабана предохраняет кабель от обрывов и повреждений.

          По требованию заказчика ходовая тележка может быть укомплектована лентами шириной 1400 или 1800мм.

рис. 3.25

     рис.3. Ходовая тележка. Экскаватор ЭКГ-12

 

  Список литературы

  Горное оборудование Уралмашзавода/ Коллектив авторов. Ответственный редактор-составитель Г.Х. Бойко. Екатеринбург:      "Уральский  рабочий", 2003.240 с. с илл   стр. 102-106