+7 (343)  338-74-74

+7 (343) 338-72-62

Ковш

        К рабочему оборудованию шагающего экскаватора относятся ковш, система блоков подъемных и тяговых канатов, подвеска стрелы с полиспастом.

  •         Ковш

​        Ковш является важнейшим органом рабочего оборудования шагающего экскаватора, от работоспособности которого зависят эксплуатационные показатели машины.

        Заводом изготавливаются шагающие экскаваторы с вместимостью ковша от 11 до 100м3.

        С целью обеспечения надежной и эффективной работы в различных горно-геологических условиях конструкция ковшей экскаваторов постоянно и последовательно совершенствовалась.

        Так, совершенствование ковшей вместимосью 14 м3 для экскаватора ЭШ 14.75 потребовало увеличения их удельной массы с 1,236 до 1, 536 т/м3, поскольку ковши с удельной массой 1,236 т/м3 оказались недостаточно надежными на всех разрезах, особенно на разрезах Востсибуголя, где залегают породы, трудные для экскавации. Более надежными оказались ковши с удельной массой 1,37-1,467 т/м3. Однако применение с 1968 г. экскаваторов ЭШ 15.90А на разрезах Кузбасса, где породы еще более плотные по сравнению с породами разрезов Востсибугля, обусловило разработку специальных усиленных ковшей с удельной массой 1,58 т/м3 для особо тяжелых пород. Аналогичные ковши потребовались и для разрезов Эстонсланца.

         Таким образом, оснащение выпускаемых в настоящее время шагающих экскаваторов ковшами с удельной массой на уровне 1,38-1,5 т/м3соответствует горно-гелогическим и климатическим условиям разрабатываемых месторождений. 

          При расчетном коэффициенте концевой нагрузки экскаватора равном 3,0-3,15 т/м3, и удельной массой ковша 1,38-1,5 т/м3 обеспечивается возможность разработки пород 1-4 категорий по ЕНВ.

          Кроме того, на работоспособность ковша существенное влияние оказывают конструктивные параметры: длина, ширина, высота, геометрия режущей кромки координаты центра тяжести, координаты точек приложения тягового и подъемного усилий упряжи.

          Вместимость ковша определяется объемом, ограниченным внутренними поверхностями днища, стенок и плоскостью, образованной откосом грунта под углом 75° к горизонтали при горизонтальном положении днища ковша. Расчет производится по формулам согласно ОСТ 24.072.01-82. Расчет вместимости ковша по методике, принятой Американской ассоциацией машиностроительной промышленности (CIMA), дает аналогичные результаты:  

V=Bср• Hср• Lср• K• Kп,

где    Bсрсредняя ширина ковша;

          Hср - средняя высота ковша;

          Lср средняя длина ковша;

          K- коэффициент, учитывающий;

          Kп - коэффициент, учитывающий потерю вместимости ковша из-за откоса грунта.

          Ковш (рис. 1, а,б,в) состоит из корпуса, тяговой и подъемной упряжи, верхней подвески, разгрузочного устройства, зубьев или коронок и соединительных элементов.

ковш экскаватора ЭШ 40.85

     Рис. 1.   Ковш экскаватора ЭШ 40.85

 

           Корпус ковша представляет собой пространственную трехконусную конструкцию, оптимальные формы которой обеспечивают быстрое заполнение и разгрузку грунта.

           Режущая часть ковша изготавливается из маргоновистой стали, а арка коробчатого сечения, боковые и задняя стенка изготавливаются из низколегированной стали с пределами текучести .

          С помощью скоб корпус соединяется с тяговой упряжью, состоящей из якорных цепей, соединительных звеньев и  других элементов. Тяговая упряжь соединяется посредством коушей с канатом лебедки тяги.

           К боковым стенкам ковша приварены специальные кронштейны для присоединения подъемной упряжи, состоящей из двух вертикальных и двух наклонных якорных цепей, соединительных звеньев, скоб, распорки и других элементов. Подъемная упряжь крепится к верхней подвеске, состоящей из балансира, выравнивающего усилия в подъемных канатах, и коушей.

           К верхней подвеске шарнирно крепится разгрузочное устройство, предназначенное для удержания груженого ковша от саморазгрузки при его транспортировании на выгрузку. Оно состоит из якорных цепей, соединительных звеньев, уравнительного блока, разгрузочного каната и других элементов. Длина разгрузочного каната определяется при эксплуатации в зависимости от конкретных условий.

           К корпусу ковша посредством специальных болтов крепятся сменные коронки. Коронка изготавливается из марганцовистой стали, что позволяет получить высокую износостойкость рабочей поверхности. Кроме того, на рабочей поверхности коронки наносится сетчатая наплавка твердым сплавом, что также увеличивает срок службы коронки.