+7 (343)  338-74-74

+7 (343) 338-72-62

УКАЗАНИЯ ПО МОНТАЖУ

Общие указания.

 

Под термином «монтаж» следует понимать заботы по сборке и наладке машины на месте ее последующей эксплуатации.

Экскаватор окончательно монтируется предприятием, которое в дальнейшем будет его эксплуатировать.

Чтобы монтажные работы были проведены технически грамотно, руководящий и технический персонал должен в достаточной степени изучить чертежи, уяснить себе взаимосвязь между отдельными частями машины, а также способы ведения монтажа и его последовательность.

Указания мер безопасности при монтаже.

1. При монтаже экскаватора необходимо строго руководствоваться инструкцией по безопасности на монтажно-строительных работах. Нахождение людей под монтируемыми узлами запрещается.

2. Во время монтажа пользоваться только исправным инструментом и приспособлениями.

Подготовка экскаватора к монтажу.

Подготовка к монтажу складывается из выбора монтажной площадки, приемки и разгрузки узлов экскаватора, подготовки и доставки на монтажную площадку необходимого для монтажа оборудования, инструмента и материалов, составления графика монтажа.

В предшествующий монтажу подготовительный период должны быть полностью проведены мероприятия по проверке комплектности подлежащего монтажу оборудования. Прибывающие узлы экскаватора желательно размещать на складе с учетом очередности их передачи на ревизию и монтаж. При ревизии оборудования, изолирующую смазку удаляют и заменяют сортом смазки, применяемом при эксплуатации.

Соблюдение чистоты при хранении и сборке деталей, механизмов, промывка сопрягаемых деталей, обтирка чистыми обтирочными материалами, продувка сжатым воздухом обязательны при монтаже оборудования.

Каждый экскаватор должен монтироваться у заказчика под наблюдением представителей завода-изготовителя.

В случае производства монтажа экскаватора без участия представителя завода-изготовителя, ответственность за возможные дефекты монтажа и их последствия завод-изготовитель не несет.

 Подготовка монтажной площадки.

Для монтажа экскаватора обычно выбирается специальная монтажная площадка. Место для нее должно быть выбрано в непосредственной близости от будущего забоя.

Площадка должна удовлетворять следующим требованиям:

1.  Площадка должна быть ровной, а грунт плотным и сухим.

2.  Размеры площадки должны обеспечивать свободное и удобное для монтажа размещение узлов экскаватора и монтажного оборудования.

Минимальные размеры площадки для монтажа:

ширина — 30¸45 метров,

длина — 60¸75 метров.

3.          Площадке не должны угрожать обвалы, оползни и грунтовые воды.

4.          Над площадкой и в непосредственной близости от нее не должны проходить воздушные линии электропередач.

5.          Площадка должна находиться в безопасном удалении от места проведения взрывных работ.

Площадка должна быть оборудована со следующими сооружениями:

1.  Тупиковой железнодорожной сетью.

2.         Системой снабжения электроэнергией напряжением 380 В (для питания подъемно-транспортного и технологического оборудования) и 6000 в для испытания и наладки электрооборудования экскаватора.

3.         Временными складскими помещениями для хранения приборов, инструментов и отдельных узлов.

4.     Осветительными установками.

Прибывающие на монтажную площадку узлы и агрегаты следует располагать с учетом последовательности монтажа, чтобы дополнительные работы по транспортированию были минимальными.

 Выбор необходимого оборудования для монтажа.

В качестве основных грузоподъемных средств, при монтаже необходимо использовать краны на железнодорожном или гусеничном ходу грузоподъемностью 40—45 тс.

При отсутствии таковых можно использовать два крана грузоподъемностью по 25 тс.

Для правильного выбора грузоподъемных средств в таблице 8 приведены веса и размеры наиболее крупных монтируемых узлов, а также высота их подъема в процессе монтажа.

Таблица 8
№ п.п. Наименование узлов Вес, т

Габариты, м длина

Габариты, м ширина

Габариты, м высота

Высота

подъема,

м

1 Нижняя рама 29,5 3,88 4,09 2,02 2.4
2 Гусеничная рама с опорными и ведущим колесами и с бортовой передачей 22,5 8723 3,06 1,36 2,0
3 Поворотная платформа 35,2 12,36 7,45 1,87 4,1
4 Четырехмашинный агрегат 23,5 6,0 1,6 1,69 5.7
5 Двуногая стойка 7,59 5.65 2,85 7,5 11,2
6 Редуктор подъемной лебедки 12,3 2,93 1,8 2,08 6.0
7 Редуктор напорной лебедки 9,75 2,72 1,66 1,51 5.6
8 Кабина машиниста 2,5 2,71 2,1 5,65 9.7
9

Нижняя секция стрелы с седловым подшипником ЭКГ-8И

14,5 6,2 3,3 2,53 8.4
  Нижняя секция стрелы с седловым подшипником ЭКГ-6,Зус 15,8 7,6 3,3 2,53 9,7
  Нижняя секция стрелы с седловым подшипником ЭКГ-4у 15,8 9,5 3,3 2,53 11,0
10

Верхняя секция стрелы с

головными блоками экскаватора:

         
 

ЭКГ-8И

8,9

7,2

3,25

1,72

14,7

 

ЭКГ-6.3ус

9,7 8,9 3.25 1,72 17.6
  ЭКГ-4у 9,2 11,2 3.25 1,72 20,7

ПРИМЕЧАНИЕ. Высота подъема указана  до верхней точки монтируемого узла.

На монтажной площадке необходимо иметь в достаточном количестве стальные и пеньковые канаты, стропы и другие такелажные приспособления.

Для изготовления различных стоек, подкладок, шпальных клеток необходимо иметь 250—300 штук железнодорожных шпал пли равноценных им брусьев.

Монтажную площадку необходимо оборудовать сварочными постами со всем необходимым оборудованием для электросварочных, газосварочных и газорезных работ.

В оборудовании монтажной площадки желательно предусмотреть компрессорную станцию с пневмоинструментом.

Для ведения монтажа необходимо подготовить в достаточном количестве и ассортименте слесарно-сборочный инструмент

 

Последовательность основных монтажных операций:

1.    Установить нижнюю раму на шпальных клетках высотой 0,8—1 м с таким расчетом, чтобы при установке гусеничных рам между опорными колесами и грунтом был достаточный зазор для протягивания гусеничных цепей.

При выкладке шпальных клеток следует обращать внимание на их устойчивость, т. к. при установке первой гусеничной рамы (с опорными колесами) центр тяжести нижней рамы смещается в сторону устанавливаемой гусеничной рамы и если небрежно выложены шпальные клетки, то возможно опрокидывание нижней рамы.

Для обеспечения устойчивости шпальных клеток рекомендуется в поперечном направлении в нижний ряд укладывать шпалы длиной, равной расстоянию между противоположными замками. В продольном направлении достаточно укладывать шпалы длиной 14-1,2 м по три — четыре шпалы в каждом ряду.

2.    К привалочным  плоскостям нижней рамы подводятся и закрепляются болтами, клиньями и привариваются левая и правая гусеничные рамы с ходовыми механизмами. Ходовые механизмы монтируются на гусеничных рамах до начала стыковки их с нижней рамой.

Приварку гусеничных рам к нижней раме производить в следующем порядке.

Тщательно очистить разделку под сварку и прилегающие кромки на расстоянии 20— 30 мм, от ржавчины, масла и прочих загрязнений.

Подогреть место сварки до t = 150—200° С.

Подогрев допускается производить любым способом, возможным на монтаже. Разделка под сварку и прилегающие кромки после подогрева должны быть чистыми.

Перед сваркой электроды прокалить при t= 380—420° С в течении 5 часов.

Произвести сварку электродами типа Э50А Æ 4 мм — Iсв = 120— 160А, Æ 5 мм — Iсв =180—220А. (Место сварки должно быть защищено от сквозняков и атмосферных осадков). В процессе заварки каждый наплавленный валик перед наложением последующего следует тщательно зачищать от шлака зубилом и стальной щеткой. Кратеры швов должны быть проварены.

Допускается сварка электродами типа ЭА-478/3 Æ 4 мм — Iсв = 100—130А Æ 5 мм — Iсв = 130— 170А.;

Устанавливается натяжная ось с натяжными колесами.

4.       Под ведущие, опорные и натяжные колеса подводятся развернутые гусеничные цепи. (С таким расчетом, чтобы за ведущее колесо выходило два гусеничных звена).

5.       Ходовая тележка приподнимается, шпальные клетки из-под нее убираются и ходовая тележка опускается опорными колесами на развернутые гусеничные цепи.

6.       Гусеничные цепи замыкаются. Натяжение гусеничных цепей производится после окончания монтажных работ.

7.   На ходовую тележку устанавливается роликовый круг.

8.         На роликовый круг устанавливается поворотная платформа.

9.         Заводится и закрепляется гайкой центральная цапфа. Ось центральной цапфы относительно поворотной платформы стопорится стопорной планкой. Окончательная затяжка гайки и регулировка зазора между сферической шайбой и  центральной отливкой  нижней рамы производится после окончания монтажных работ при регулировке всех механизмов.

Устанавливается труба кольцевого токоприемника, токоприемник, после чего труба закрепляется.

После установки и закрепления рамы поворотной платформы на ходовой тележке дальнейший монтаж экскаватора может вестись с широким совмещением монтажных операций.

10.         Установить боковые площадки поворотной платформы.

11.         Под противовесной частью рамы поворотной платформы выложить шпальную клетку и произвести загрузку противовеса.

Загрузка противовеса должна производиться в строгом соответствии со схемой загрузки противовеса, приведенной на рис. 46.

Количество, наименование, насыпной вес заполнителя и схема загрузки противовеса указаны в разделе «Противовес».

12.         Установить двуногую стойку. При этом зазоры между проушинами стоек и кронштейнами поворотной платформы необходимо выбрать прокладками.

13.         Собрать и установить на поворотной платформе преобразовательный агрегат, подъемный, напорный, поворотные механизмы, высоковольтный ящик, трансформатор, магнитную станцию, кабину машиниста.

Последовательность работ определяется по месту графиком монтажа.

14.     Произвести монтаж пневмосистемы.

15.      Установить стенки кузова.

16.      По окончании установки стенки кузова произвести монтаж электрооборудования и разводку электропроводов в соответствии с «Инструкцией по монтажу, пуску, регулированию и обкатке» 3519.99.00.000 ИМ.

17.      Установить крышу у кузова.

На крыше кузова смонтировать вспомогательную лебедку, кожухи и установки вентиляторов. Проверить вращение рабочих колес вентиляторов. В случае задевания лопастей за обечайку вентилятора произвести центровку. Подрезка лопастей категорически запрещается.

Смонтировать ограждения и лестницы на кузове и па поворотной платформе.

18.      Установить лестницы и площадки на двуногой стопке.

20.      Установить и подключить внутри кузова светильники.

21.              Залить смазку в редукторы, масляные ванны, компрессор, а также произвести смазку всех узлов экскаватора  в  соответствии  с разделом «Смазка механизмов» настоящей инструкции. Произвести наладку электрооборудования в холодном состоянии согласно инструкции, прилагаемой к каждой машине, по режимам холостого хода и короткого замыкания без пуска механизмов. При этом должно быть обеспечено надежное механическое торможение механизмов главных приводов до  нагнетания сжатого воздуха в пневмосистему.

22.          Нагнетается сжатый воздух в пневмосистему и прокручиваются механизмы.

23.          Произвести запасовку канатов на барабанах напорной и подъемной лебедок.

24.          Опробовать механизмы подъема и напора и их тормоза.

25.          На шпальной клетке выложить горизонтально нижнюю секцию стрелы (рис. 58а), соединить ее осями с поворотной платформой. Зазоры между пятой стрелы и кронштейнами поворотной платформы выбрать прокладками. Смонтировать на нижней секции стрелы  напорную ось, седловой подшипник 3 и двухручьевые блоки 2.

Выложить подкосы 4 на настиле и подставке и присоединить их к напорной оси, проверив возможность свободного поворота подкосов на ней. Установить на подкосах монтажное приспособление 12 (рис. 58д).

Присоединить к подкосам растяжки 5 подвески стрелы, растянув их по земле.

Возвратный канат 9 (сверху барабана) через внутренние ручьи двухручьевых блоков 2 присоединить к монтажному приспособлению (рис. 58,д). (Петля возвратного каната перекидывается через предварительно отсоединенный блок монтажного приспособления, а затем блок закрепляется на приспособлении). Присоединить к приспособлению канатную оттяжку 6.

Поднять подкосы напорной лебедкой до почти вертикального положения и убрать подставку (рис. 586).

Выложить па настиле верхнюю секцию 10, предварительно смонтировать на ней головные блоки. Настил должен иметь по всей длине направляющие под головные блоки. Верхнюю секцию стрелы соединить осями с нижней секцией, зазоры между проушинами выбрать прокладками.

Смонтировать лестницы и площадки па стреле. Седловой подшипник закрепить oт проворачивания в положении, указанном на рис. 58, б.

На нижней секции стрелы установить кронштейн блока механизма открывания днища.

Запасовать растяжки через блоки верхней секции стрелы.

На время подъема стрелы по данной схеме электрооборудование лебедок подъема и напора должно быть отрегулировано на стопорные токи:

механизм подъема Iст =2000А механизм напора Iст =700А. Ветви подъема каната 8 (рис. 58, б) перекинуть через блоки 7 на двуногой стойке, двухручьевые блоки 2  и уравнительный блок 11 на нижней секции стрелы.

Поднять нижнюю секцию стрелы до угла наклона к горизонту a = 47°. Головные блоки при этом должны скользить по направляющим настила, не отрываясь от него. Возвратным канатом 9 удерживать подкос от опрокидывания с минимально необходимым для удержания усилием.

Поддерживая нижнюю секцию стремы в неподвижном положении, возвратным канатом оторвать головные блоки от настила и поворачивать систему «Подкосы — растяжки — верхняя секция стрелы» до положения, когда подкосы не встанут в полость головных отливок в двуногой стойке.

Закрепить подкосы в двуногой стойке. Снять подъемный канат с уравнительного полублока стрелы, двухручьевых блоков и блоков на двуногой стойке. Снять возвратный канат с монтажного приспособления на подкосах. Снять монтажное приспособление.

Опускание, стрелы производится строго в обратном порядке, при этом опускание нижней секции стрелы необходимо производить после того, как верхняя секция головными блоками коснется настила, и канат будет ослаблен.

Подъем стрелы в рабочее положение может быть осуществлен при помощи монтажных лебедок и кранов, если по каким-то причинам задерживается подача напряжения на машину. В этом случае должна быть разработана соответствующая схема подъема стрелы с учетом всех требований по технике безопасности и технических требований, изло­женных в чертежах.

ПРИМЕЧАНИЕ. Съемное монтажное приспособление поставляется только с первым экскаватором, поступающим на данное  предприятие.

После подъема стрелы монтажное приспособление должно быть снято во избежание поломки рукояти или подкосов и сохранено для следующих операций подъема и опускания стрелы, как на данном экскаваторе, гак и на других, которые поступят на предприятие позднее.

Запрещается применение монтажного приспособления без установки стопорных планок.

26.      Соединить ковш с рукоятью и подвеской ковша.

27.      Завести рукоять в седловой подшипник, предварительно сняв задний полублок. После установки рукояти задний полублок поставить на место.

28.           Смонтировать механизм открывания днища ковша.

29.           Запасовать подъемный, напорный и возвратный канаты.

Напорный канат должен быть закреплен на барабанах непосредственно у редуктора и подводиться снизу барабана. Возвратный канат крепится на дальних от редуктора концах барабанов и  подводится сверху барабана. Напорный и возвратный канаты должны быть запасованы таким образом, чтобы в крайних положениях рукояти на барабанах напорной лебедки оставалось не менее 1.7 запасных витков каната.

Схема запасовки напорного и возвратного канатов указана на рис. 32.

Порядок запасовки изложен в разделе «Техническое обслуживание напорной лебедки».

Схема запасовки подъемного каната лапа на рис. 24 и 25.

Порядок запасовки изложен в разделе «Техническое обслуживание подъемной лебедки».

30.      Произвести монтаж и окончательную наладку всего электрооборудования в соответствии с «Инструкцией по монтажу, пуску, регулированию и обкатке». 3519.99.00.000 ИМ.

31.      Произвести натяжение гусеничных цепей.

 Наладка оборудования

Наладка электрооборудования производится в соответствии с «Инструкцией по наладке и эксплуатации электроприводов» 3519.99.00.000 ИЭ.

Регулирование механизмов:

После монтажа экскаватора и завершения наладки электрооборудования производится регулирование механизмов. Регулирование механизмов производится в соответствии с правилами, изложенными в разделе «Регулировка механизмов»

1.  Необходимо отрегулировать зазор в центральной цапфе.

2.          Проверить и отрегулировать пневматическую систему.

При этом необходимо перед пуском компрессора проверить наличие масла в нем. Запустить компрессор вхолостую, а затем продуть всю систему сжатым воздухом.

Следует проверить систему пневматического отключения и включения двигателя ком­прессора, работу пневмораспределителей и пневмоцилиндров.

3.          Проверить систему принудительной смазки механизмов поворота.

4.    Произвести регулировку всех  тормозов экскаватора. Тормоза должны быть отрегулированы таким образом, чтобы:

а)     тормоза подъемной лебедки удерживали груженый ковш на полном вылете рукояти при горизонтальном ее положении:

б)     тормоз напорной лебедки удерживал порожний ковш при вертикальном положении рукояти и ослабленных подъемных канатах;

в)     тормоза механизмов поворота обеспечивали остановку поворотной части  экскаватора, достигшей полной скорости с груженым ковшом на максимальном вылете, на  угле 45°—60° с момента срабатывания тормозов.

5.           Произвести регулировку механизма открывания днища ковша.

6.           Произвести регулировку механизмов.

7.Перед пуском экскаватора все оборудование машины необходимо тщательно осмотреть и убрать все посторонние предметы. Проверить затяжку всех болтов.

Пуск экскаватора производится машинистом в присутствии шеф-монтажника.

 

 Монтажные испытания экскаватора

Экскаватор после окончания монтажа и наладки схемы управления электроприводами проходит испытания в эксплуатационных условиях.

Испытания экскаватора состоят из:

а) испытания на холостом ходу для проверки работы всех узлов и механизмов экскаватора, правильности действия системы вправления и рабочего оборудования:

б) испытания при нормальной рабочей нагрузке в течении 72 часов бесперебойной работы в карьере.

При испытании контролируется величина стопорных токов по приборам согласно «Инструкции по наладке и эксплуатации электроприводов» 3519.99.00.000 ИЭ