Управление экскаватором в забое
Прежде, чем приступить к разработке забоя, необходимо привести в действие преобразовательный агрегат, возбудитель, электромашинный усилитель, вентиляторы двигателей основных рабочих механизмов, компрессорную станцию, двигатели насосов и смазки.
Цепи управления главными приводами рабочих механизмов сблокированы с управлением двигателями вспомогательных механизмов так, что главные приводы могут работать только при включенных двигателях вентиляторов насосов и смазки.
До пуска в работу основных механизмов машинист обязан сначала установить в нулевое положение рукоятки командоконтроллеров подьема и напора и педали поворота, а затем растормозить приводы механизмов. Механические тормозы на рабочих механизмах применяют при длительных перерывах в работе, в рабочем же цикле торможение осуществляют при помощи автоматического изменения величины и направления токов в обмотках электродвигателей главных приводов при установке командоконтроллеров в нулевое положение.
Более резкое торможение достигается при установке командоконтроллеров в положение, противоположное рабочему (реверсирование). Чтобы в этом случае механизм не стал работать в противоположном направлении и действительно был заторможен, необходимо своевременно, до полной остановки механизма, переставить командоконтроллеры в нулевое положение. К торможению реверсированием следует прибегать лишь в исключительных случаях, так как оно вызывает повышенные нагрузки в узлах экскаватора.
Растормаживание механизмов перед началом работы осуществляется поворотом на 45 градусов рукояток переключателей. Рукоятки переключателей тормозов подьема и поворота можно поворачивать в любую сторону, а тормоза напора – только в правую (при повороте в левую сторону происходит переключение напорного генератора на питание двигателя ходового механизма).
Обобщая передовые приемы управления карьерными экскаваторами, можно сделать следующие выводы:
1. Операции подьема и напора при подаче ковша на выгрузку и при опускании в забой должны полностью совмещаться с операцией поворота.
2. Основные операции рабочего цикла – копание, повороты и разгрузка – должны следовать непрерывно друг за другом. Целесообразно использовать время переходных процессов, выполняя очередное переключение за 0,1-0,2 сек. До окончания предыдущей операции.
3. Поворот на выгрузку нужно производить только с заполненным ковшом.
4. Во время очередного копания должны быть намечены место начала торможения при повороте и точка опускания ковша в следующем цикле.
5. Разгрузку ковша следует производить с наименьшей высоты, допускающей беспрепятственное открывание днища ковша.
6. Копание надо производить на полной скорости механизма подьема. Работу ковша при этом регулируют механизмом напора, стараясь меньше прибегать к его реверсированию.
7. Разработку забоя выгоднее вести с более короткими передвижками экскаватора. Это исключает работу на больших вылетах ковша и обеспечивает лучшее использование подьемного усилия.
8. Удаление из забоя негабаритных кусков породы следует производить во время обмена составов.
9. При работе на тяжелых грунтах надо использовать перерывы в подаче транспорта для разработки и перемещения породы из удаленной части забоя к месту погрузки.
Чтобы не повредить экскаватор, следует избегать: перегрузки узлов и механизмов машины, ударов (ковшом по гусеницам, концевой отливкой рукояти по стреле, днищем ковша о борт вагона), а также свободного падения ковша на землю. Не следует брать на зубья ковша и затем поднимать негабаритные куски породы, валуны и другие предметы. Их надо окопать со всех сторон, расшатать и, придерживая ковшом, осторожно опустить к подошве забоя.
Ни в коем случае нельзя допускать подьема стрелы блоком ковша или чрезмерным напорным усилием, так как при этом ослабевают канаты подвески стрелы и при обратном ходе ковша происходит сильный рывок, который может вызвать обрыв подвески или поломку стрелы. Следует также избегать ослабления подьемного каната при опускании ковша на землю, так как при последующем натяжении канат может удариться о какую-нибудь деталь экскаватора или зацепиться за нее. В результате либо деталь окажется сломанной, либо сам канат будет поврежден.
Нельзя включать в работу поворотный механизм, пока ковш не вышел из забоя или не опустился на землю перед экскаватором, так как это может привести к поломке рукояти, стрелы или седловых подшипников.